пятница, 28 января 2011 г.

Очевидное и невероятное на собеседованиях. Тип "Ранимый".

Порядка 90% соискателей, с которыми я общаюсь начинают томно зевать в момент обсуждения "правил прохождения собеседований". Утверждают, что они адекватные люди и объяснять очевидные вещи им не стоит. Настаивают на том, что им необходимы именно инструменты для обращения внимания работодателя на их персону и для формирования потребности пригласить нашу персону на собеседование. А там они уже себя покажут, за них краснеть не придется!

И действительно, в Сети уже столько информации о том как правильно себя вести на собеседовании, что только ленивый не читал этих советов. Но есть разница между прочесть и понять, как и между слушать и слышать. Прочесть, не значит принять за правило. Мне сложно судить какой процент людей пользуются советами на этом этапе, так как статистика будет основана только на моих личных данных. Но в целом могу сказать, что кандидаты, умеющие рассмешить, удивить, разозлить, и обидеть своим поведением интервьюера, не перевились еще на широких просторах нашей страны. 

Вот свежий пример из собственной практики...
Ранимый. Пришел на собеседование довольно милый молодой человек. Одет в брюки и рубашку с галстуком. Не сильно официально и в то же время в формате. Снял верхнюю одежду, дождался приглашения присесть, все шло отлично. В руках у него заметила портфель. Предложила ему положить его на стол сзади, чтоб ему не мешал. Но оказалось, что это вовсе не портфель, а толстенная тетрадь для записей, формата А4. Размеры впечатлили!!! Открыл ее где-то в середине и приготовился записывать.Честно Вам скажу, у меня создалось четкое впечатление, что это его стол и собеседование тоже его. И что сейчас он будет записывать мои показания. Я решила перевести все в шутку. Говорю "Знаете, я себя чувствую, как будто я к вам на собеседование пришла." Он улыбнулся и объяснил, что будет записывать важную информацию для себя, по ходу нашего общения. Ну, отлично, поехали. Беру резюме, с которым ранее ознакомилась и подготовила вопросы. Начинаю с легких. Спрашиваю как долго он занимается поиском работы, и какие он сейчас рассматривает предложения. И тут, как из пулемета он начинает рассказывать мне на зубок свой функционал последнего места работы. Очень неожиданно! Далее следовал диалог, который позже оспаривался и поэтому привожу его в изначальном виде:
Я: Прошу прощения, но я все же хотела бы получить ответ на МОЙ вопрос, про функционал мы поговорим позже. (у меня было хорошее дружелюбное настроение)
ОН: Хорошо, работу ищу 3 месяца. Предложений мало, на данный момент другие предложения не рассматриваю.
Я: Как Вы считаете, почему мало предложений сейчас именно для Вас? (нет, ну честно, мне было интересно его мнение..ну работа у меня такая, это же как раз мой профиль....хотела елки, подискуссировать)
ОН:  Мало предложений, потому что последние два месяца я работаю на последнем месте работы. (я повисла...обработка информации...так, смотрю...последнее место работы - где-то полтора года...хм...что же он тогда имел в виду)
Я: Вы уж меня простите, но видимо мы как-то друг-друга недопонимаем. Я честно, не понимаю  как это относится к моему вопросу.
ОН: Вы со всеми такая грубая? Вы меня унижаете! Вы поставили меня в жесткие условия и проводите мне стрессовое интервью! (вот уж нет...стресс как раз у меня!) Если Вы со всеми так общаетесь, то мне с Вами не о чем разговаривать.
Я: Хорошо, я уважаю Ваше мнение и решение. Но отвечу на Ваш вопрос. Да, так дружелюбно я общаюсь со всеми. (настроение испорчено, улыбки на лице нет) Я понимаю, что со мной Вы уже не желаете общаться, но мне, как для специалиста, очень важно понять свои ошибки, поэтому я бы хотела узнать Ваше мнение. Что именно в моем поведении или словах унизило Вас?
ОН: Вы проводите стрессовое интервью и буквально прижали меня своими вопросами к "стенке"!
Я: То есть мой вопрос про длителность поиска работы?
ОН: Нет.
Я: Значит вопрос про причины того, почему сейчас редко приглашают на собеседования?
ОН: Нет.
Я: Отлично. Скажите, а Вы можете предположить, что то что Вы ушли от ответа на мои первый и второй вопрос можно расценивать, как неуважение ко мне? Вы же получется просто  игнорировали мои вопросы, а отвечали не по существу и то, что Вам хотелось сказать самому?
ОН: Да, согласен, простите, был неправ.

Но в одном он был точно прав, разговаривать нам было уже не о чем.

В чем причина?! Я уверенна, что молодой человек вполне адекватен и трудолюбив, но он так сильно, видимо, волновался и "накрутил" себя, что попросту "высосал конфликт из пальца". Вероятно у него уже был опыт участия действительно в стрессовом интервью, но, как уже было сказанно в предыдущем сообщении "Маршрут поиска работы" в разделе про сбор багажа "Тяжелые воспоминания – поглубже, а вообще лучше дома оставить. Мягкость характера – к спине (спереди все равно не защитит, сзади – не мешает). Хрупкое самолюбие наверх, хотя лучше тоже не брать, чтоб не травмировать. ". 

Рассказывать о том, что необходимо быть спокойным  на собеседовании - все говорят, что знают об этом. Объяснить, то что один  неопытный HR не повод накладывать клеймо на весь наш "род" и в каждом видеть инквизитора - да, вроде тоже все в курсе.

Каждый человек имеет право на ошибку. Но это право не обязательно использовать. 

Успехов!


Комментариев нет:

Отправить комментарий